Новости

29.01.2008

В уходящем году в машиностроительной отрасли произошло знаковое событие — учрежден Союз машиностроителей России. Незамедлительная консолидация потенциала машиностроительного комплекса России и всех властных структур стала необходимым и обязательным условием перехода страны на новую стратегию развития российской промышленности. Об этих и других переменах в машиностроительной отрасли уходящего года мы попросили рассказать Президента Концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина.

— Михаил Григорьевич, Вы возглавляете один из крупнейших машиностроительных холдингов России. Что Вы можете сказать о созданном в этом году Союзе машиностроителей России?

— Чтобы сдвинуть российское машиностроение с критической точки, необходимы тотальная мобилизация и консолидация усилий многомиллионной армии машиностроителей страны. В одиночку не справиться с многочисленными проблемами отрасли и не возродить былую мощь машиностроения России. Радикального обновления мощностей требуют практически все секторы отечественного машиностроения. Созданный Союз машиностроителей России призван установить нормальный рабочий диалог между представителями отрасли и властью, оказать активную помощь предприятиям машиностроения и обеспечить координацию всей деятельности с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Чтобы поднять престиж отечественного машиностроения и вернуть ему утраченные лидирующие позиции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, российскому машиностроительному сообществу как никогда нужны отраслевая сплоченность и скоординированность в выработке программы развития отрасли и ее эффективной реализации. Президент России Владимир Путин четко и однозначно обозначил стратегию развития российской индустрии. Курс на инновации и высокие технологии — беспроигрышный путь эффективного экономического развития страны и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене. Союз машиностроителей России имеет реальные возможности и инструменты для обеспечения партнерства, которого все ждут и к которому все давно готовы.

— Инициатором создания Союза машиностроителей России выступило ФГУП «Рособоронэкспорт». Получается, что для государства именно «оборонка» стала лакмусовой бумагой при анализе колоссальных недостатков, существующих в отечественной промышленности, в частности, машиностроении?

— Вы совершенно правы. Этому сектору продолжительное время не уделялось должного внимания. А ведь именно машиностроение является важнейшей отраслью экономики, которая определяет уровень развития отечественной науки и техники, а также конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на внешнем рынке. На каком уровне все это находится, если доля продукции машиностроения от общего экспорта России составляет всего лишь 3%? К 2010–2012 гг. ВВП страны может вырасти почти в два раза, но не за счет увеличения экспорта нефти и газа, а прежде всего за счет машиностроения. Для этого нужно решить важную проблему: обновить основные производственные фонды. Ибо даже в «оборонке» доля оборудования, которое служит свыше 20 лет, составляет 47–50%. А на предприятиях гражданского назначения она давно перевалила за 50% и близится к 90–100%! Следующие важные проблемы, которые стоят перед отраслью, — научно-техническая и кадровая. Наука нуждается в серьезной государственной финансовой поддержке, а профессиональное образование, которое на данный момент почти отсутствует, без специальных государственных программ не восстановить. В отрасли существует огромный дефицит высококвалифицированных рабочих. Предприятия вынуждены самостоятельно вкладывать средства в научно-технические разработки, создавая профессиональные учебные заведения. В машиностроении занято 4 млн. чел. Это вторая после топливно-энергетического комплекса отрасль по объему производства с более 50 тыс. предприятий и миллионами рабочих мест. Совершенно справедливо Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов отметил, что именно машиностроение является «основой основ развития и диверсификации экономики». Сегодня ускоренными темпами идет развитие оборонных отраслей промышленности, что, безусловно, придает импульс развитию гражданских. Поскольку «Рособоронэкспорт» непосредственно связан с «оборонкой», совершенно естественно, что именно эта организация стала инициатором создания Союза, который, по словам его главы Сергея Чемезова, большое внимание будет уделять и предприятиям гражданского сектора. Важно, чтобы «стартовые площадки» инновационного роста, которые в основном сосредоточены в ОПК, в том числе, в машиностроении, «подтягивали» бы до своего уровня российскую промышленность в целом.

— Нет ли у Вас опасений, что «Рособоронэкспорт» будет использовать созданную общественную организацию для решения своих задач по приобретению активов предприятий, в том числе, в регионах?

— Нет. Таких опасений у меня нет. Во-первых, «Рособоронэкспорт» создан с целью укрепления мощи государства, повышения его авторитета и влияния в мире. Являясь государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного и двойного назначения, он смог завоевать непререкаемый деловой авторитет не только внутри страны, но и за рубежом. Во-вторых, Сергей Чемезов однозначно определил цель Союза машиностроителей России — выработка стратегии государственной политики по возрождению машиностроительной отрасли как важнейшей составной части промышленности. В-третьих, для того чтобы определить механизмы формирования активной государственной политики по поддержке машиностроительного комплекса, необходимо, чтобы в Союз вошли реальные представители отрасли, как выжившие в нелегкой обстановке, так и сформированные в период экономического кризиса в рамках жесткой рыночной конкуренции. Руководители именно таких холдингов и предприятий на сегодняшний день способны грамотно сформулировать проблемы и предложить органам власти наиболее адекватные пути их решения. Связь между правительством и промышленностью требует системного подхода. Правительство — это высший орган исполнительный власти, имеющий конституционно-правовой, регулирующий статус. А смысловая составляющая должна быть сформирована в организациях, подобных Союзу машиностроителей. Профессиональная среда отрасли — отнюдь не деградирующее сообщество, а активная и готовая к сплоченным действиям часть гражданского общества России, способная удовлетворить существующий в правительстве «голод» на хорошие идеи, идеологию и методологии. В 2007 г. правительство предприняло ряд системных мер. В частности, приняты стратегия развития и соответствующие федеральные целевые программы. Все промышленные программы выросли примерно в 6 раз по сравнению с 2004 г. Но не только правительство должно предоставлять ресурсы, мы сами должны меняться — реструктуризироваться, снижать издержки, приобретать облик компаний мирового уровня. Союз машиностроителей России способен скоординировать усилия органов государственной власти и управления с усилиями крупнейших предприятий отрасли, а также консолидировать все силы — производственников, ученых, государственных и общественных деятелей — для решения первоочередных задач, стоящих перед машиностроением. Союз должен стать действенным механизмом согласования интересов машиностроительного комплекса и других секторов промышленности в соответствии с вызовами новой рыночной экономики.

— Почти пять лет назад Концерн «Тракторные заводы» предложил свой путь выживания отечественных машиностроительных предприятий. В чем его суть?

— Главное стратегическое преимущество Концерна «Тракторные заводы» — кооперация производителей промышленной, военной и сельскохозяйственной техники, создание единой производственной и технической цепочки, осуществление общей маркетинговой политики, взаимовыгодное использование научно-технических разработок и связей с дилерскими сетями. На сегодняшний день Концерн «Тракторные заводы» является одним из крупнейших российских машиностроительных холдингов, специализирующихся на выпуске промышленных и специальных машин, сельскохозяйственной и муниципальной техники, комплектующих и запасных частей, а также продукции для железных дорог. Концерн объединяет 14 производственных предприятий, 3 торгово-сервисные компании, ряд специализированных конструкторских бюро и НИИ. Общая численность сотрудников составляет около 45 000 чел. Техника, выпускаемая холдингом, эксплуатируется более чем в 40 странах мира. Объем реализации в 2007 г. составил 1,4 млрд. долл., в 2008 достигнет 1,9 млрд. долл. Промышленное машиностроение в Концерне представлено третьим в мире крупнейшим производителем тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники — ОАО «Промтрактор» и лидером отечественного машиностроения в производстве запчастей к ходовым системам промышленной, сельскохозяйственной и трелевочной гусеничной техники, а также узлов и деталей сцепления для тракторов, комбайнов и автомобилей — ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».

Военное направление представлено единственными в России производителями боевых машин пехоты (БМП) и боевой машины десанта (БМД) — ОАО «Курганмашзавод» и ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» (ВМК «ВгТЗ»), а также ведущей конструкторской организацией по проектированию и разработке БМП и машин на их базе — ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ) (Курган). Доля продукции датской компании «Silvatec», производящей харвестеры нового поколения, и Онежского тракторного завода, специализирующихся на разработке и производстве техники для лесной промышленности, составляет на отечественном рынке этой техники около 80%. С 2005 г. в структуру Концерна «Тракторные заводы» вошли пять крупных производственных площадок ОАО «Агромашхолдинг»: Группа компаний «Волгоградский тракторный завод», ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов», ОАО «ПО «Алтайский моторный завод», ОАО «Липецкий трактор», ОАО «Владимирский моторотракторный завод». Доля холдинга в производстве сельскохозяйственной техники на российском рынке составляет 42%. Деятельность предприятий Концерна «Тракторные заводы», основанная на объединении усилий по модернизации производственных линеек, разработке улучшенных и новых моделей техники, а также консолидированному освоению внутренних и внешних рынков, позволила более эффективно использовать производственный потенциал, минимизировать влияние меняющейся конъюнктуры рынка на дальнейшее устойчивое развитие предприятий.

— Не могли бы Вы проиллюстрировать эффективность такой кооперации, приведя как пример некоторые количественные показатели одного из предприятий, входящих в Концерн?

— В качестве примера можно взять «Курганмашзавод». Базовые показатели деятельности предприятия растут запланированными два года назад темпами: общий объем производства в 2005 г. составил 4,083 млрд. руб., в 2006 г. — 4,597 млрд. руб. В 2007 г. ожидаемый объем производства достигнет 6,132 млрд. руб. В 2006 г. заказ по спецтехнике увеличился по сравнению с 2005-м в 3 раза. В 2007 г. заказ возрос еще на 20%. В следующем году в сравнении с существующими заказами 2007 г. ожидается рост суммарного объема гособоронзаказа вместе с экспортными поставками на 40%. Компания выполняет планы по освоению новой гражданской продукции. Сегодня «Курганмашзавод» является единственным в Концерне производителем тяжелой колесной техники, производство которой было передано из Чебоксар в Курган. На «Курганмашзавод» переведен ряд крупных и мелких производств с других предприятий Концерна. Например, из Красноярска переведено кузнечное, литейное и трансмиссионное производства. В итоге общий рост производства на предприятии за два года вырос в 1,5 раза. В конце октября текущего года в рамках оптимизации и повышения эффективности производства предприятий, входящих в состав Концерна, принято решение о создании ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» (ЗКЛЗ). Новое предприятие будет состоять из трех заводов, входящих в «Курганмашзавод», — сталечугунолитейного, кузнечного и завода точных заготовок. Сегодня производственные мощности металлургических подразделений предприятия обеспечивают в полном объеме не только выпуск собственной линейки спецтехники и гражданской продукции, но и на 80% задействованы по обеспечению заказов в рамках кооперации других предприятий Концерна. В ближайшем будущем на базе ЗКЛЗ планируется развитие заготовительного производства, увеличение объемов выпуска металлургической продукции и планомерное освоение новой номенклатуры. Одна из главных стратегических целей создания ЗКЛЗ — обеспечение долгосрочного роста производства, оптимизация технологических потоков и затрат. Приоритетными для нового завода останутся заказы ОПК. В соответствии с принятым решением к 2010 г. Объем выпуска спецпродукции на Курганмашзаводе» должен увеличиться в 5 раз, также предполагается значительный рост производства гражданской техники. Руководство Концерна считает оптимальным выпуск «Курганмашзаводом» гражданской и спецпродукции в соотношении 50:50%.

— В 2005–2006 гг. прошли государственные испытания модернизированные машины БМП-3, завершаются работы по модернизации БМП-2. Каковы дальнейшие планы Концерна «Тракторные заводы» в этом направлении?

— В рамках холдинга последовательно проводится реструктуризация и реализация программы оптимизации производственных процессов, направленная на повышение эффективности деятельности. Эта работа затронула и спецтехнику, которая в интересах Министерства обороны РФ производится на двух предприятиях Концерна: «Курганмашзаводе» и ВМК «ВгТЗ». Изучив возможности и сложившуюся ситуацию на этих заводах и учитывая поступившее предложение руководства Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, руководством Концерна «Тракторные заводы» было принято решение не только по организации производства корпусов БМД на «Курганмашзаводе», но и по изготовлению БМД-4 в целом с учетом ее дальнейшей унификации. Это решение позволит в дальнейшем не только повысить качество выпускаемых машин, но и обеспечить выполнение гособоронзаказа в необходимых объемах. Руководством Концерна перед главными конструкторами СКБМ и ВМК «ВгТЗ» была поставлена задача по проведению работ по унификации узлов и агрегатов БМД и БМП, что позволит существенно снизить затраты на изготавливаемую предприятиями продукцию и уменьшить расходы на их эксплуатацию в войсках. Таким образом, ведущие предприятия Концерна — «Курганмашзавод» и «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» — становятся головными предприятиями по выпуску военных гусеничных машин легкой категории по массе в России. Уровень унификации должен составить около 80%. Причем, планируемая унификация не повлияет на увеличение веса десантной машины, и ее основное преимущество — функция авиадесантирования парашютным способом — будет сохранена. Программа включает улучшение факторов подвижности, защищенности, огневой мощи и эргономики, т. е. повышения боевой эффективности и живучести. По мнению ведущих экспертов ОПК, модернизированная БМД-4 только выиграет, взяв все самое лучшее у БМП-3, которая является одной из лучших в мире в своем классе. БМП-3 и БМД-4 — машины, которые имеют мощное вооружение и современную цифровую автоматизированную систему управления огнем, способны функционировать в горах на высотах до 4000 метров, плавать при волнении моря до трех баллов. Концерн к 2010 г. должен перейти к выпуску не десятков, как прежде, а сотен машин в год. Как для нашей армии, так и на экспорт. В феврале 2008 г. с конвейера завода сойдет первая модернизированная БМД-4М. На ее базе планируется производить целое семейство бронемашин для армии и силовых ведомств. Это позволит не просто увеличить производство на «Курганмашзаводе» и ВМК «ВгТЗ», а развить и укрепить экспортный потенциал продукции заводов.

— Какова инвестиционная политика Концерна по дальнейшему развитию «Курганмашзавода»?

— В 2005 г. целевое инвестирование «Курганмашзавода» составило всего 51 млн. руб., в 2006-м оно выросло почти в 4,5 раза, составив 223 млн. руб., в 2007-м достигло более 350 млн. руб., а в 2008-м составит 500 млн. руб. В уходящем году начато поступление оборудования для нового цеха по производству зубчатых шестерен.

К концу года окончательно будет сформирован уникальный цех, какого нет ни на одном предприятии страны. В создание цеха вложено примерно 6 млн. евро. И это только начало 10-летней программы модернизации производства. С увеличением ежегодных инвестиций на техперевооружение предприятия существенно возрастут объем и качество выполняемых заказов. Возрождение российского машиностроения, бесспорно, должно дать толчок развитию других отраслей промышленности — от инвестирования средств, внедрения инновационных технологий, замены устаревшего оборудования до подготовки квалифицированных кадров. Ставка на высокие технологии беспроигрышна. Поэтому машиностроители России делают все, чтобы эти перемены произошли в стране как можно скорее.

Возврат к списку


+7 (3522) 47-10-14 © 1999— ПАО «Курганмашзавод»
контакты